Rambler's Top100

 

 

ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

 

Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопас­ностью и охраной труда формируется многообразной и развитой си­стемой законодательных и нормативных правовых актов, регулиру­ющих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализа­ции законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда (СУОТ), за каждым из элементов и орга­нов которой закреплены свои функции, обязанности и область дея­тельности, ее порядок и процедура.

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безо­пасности труда можно подразделить на законодательные акты, нор­мативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной вла­сти Российской Федерации, а также ее субъектов.

 

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

Законодательный акт по охране труда — это акт, устанавливаю­щий право работников на охрану труда в процессе трудовой деяте­льности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда — это акт, устанавли­вающий комплекс правовых, организационно-технических, сани­тарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, на­правленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются: Конституция Российской

Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Рос­сийской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.

По общности и действию законодательные и нормативные пра­вовые акты подразделяются на пять уровней.

1.Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, поста­новления Правительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаются Государственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (например, Министерством труда и социального развития).

2.Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях эконо­мики без исключения. К ним относятся, например, стандарты сис­темы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др. Такие нормативные акты разраба­тываются и утверждаются только специально уполномоченными федеральными органами.

 

 

3.Акты субъектов Федерации, действующие только на террито­рии субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда при­менительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются зако­нодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.

4.Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрас­ли (металлургической, химической, текстильной) и не имеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами или дру­гими уполномоченными органами (например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно к конкретной отрасли.

5.Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкрет­ном предприятии (приказы, решения, инструкции).

Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, регио­нальные — единым и межотраслевым, предприятий — отраслевым.

 

 

Основные законодательные акты по безопасности труда

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Феде­рации» (далее Закон) определяет основные направления государст­венной политики в области охраны труда, которыми являются:

• обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работ­ников;

    принятие и реализация законодательных и нормативных пра­вовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;

    государственное управление охраной труда;

    государственный надзор и контроль за соблюдением требова­ний по охране труда;

    содействие общественному контролю в области охраны труда;

    расследование несчастных случаев на производстве, профес­сиональных заболеваний и их анализ;

    защита законных интересов работников, пострадавших от не­счастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний;

    установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;

    координация деятельности в области охраны труда;

    распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

    государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;

    подготовка и повышение квалификации специалистов по ох­ране труда;

    организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессио­нальных заболеваниях и об их материальных последствиях;

    обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;

    международное сотрудничество в области охраны труда;

    проведение эффективной налоговой политики, стимулирую­щей создание безопасных условий труда;

    установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактиче­скими средствами за счет средств работодателя.

    Обязанности работодателя определены статьей 14 Закона. Рабо­тодатель обязан обеспечить безопасность при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процес­сов и применяемых сырья и материалов, эффективную эксплуата­цию СКЗ и СИЗ, которые он должен предоставить работникам при их необходимости, обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-про­филактическое обслуживание работников, режим труда и отдыха ра­ботников, установленный законодательством.

    Работодатель не имеет права применять новые сырье и матери­алы, не прошедшие экспертизу их влияния на человека (статья 21 Закона).

    При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения здоровья из-за воздействия ОВПФ ра­ботодатель на основании медицинского заключения должен переве­сти его на другую работу, не связанную с воздействием ОВПФ (ста­тья 9 Закона).

    Работник имеет право без каких-либо последствий для него от­казаться от выполнения работы в случае возникновения непосред­ственной опасности его жизни и здоровью до устранения этой опасности.

    Обязанности работника определены статьей 15 Закона. Работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, применять СКЗ и СИЗ, предусмотренные инструкциями, проходить в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил и инструкций по охране труда. Он обязан немедленно сооб­щать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, обнаружении профессионального заболевания, о ситуациях, которые создают угрозу жизни и здоровью.

    Статьей 12 Закона определено, что в каждой организации, осу­ществляющей производственную деятельность и с численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При меньшей численности решение о введении службы охраны труда или должности специали­ста по охране труда принимает работодатель с учетом специфики деятельности предприятия.

    Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда. Финансирование этих меро­приятий в организациях (кроме федеральных учреждений) осущест­вляется в размере не менее 0,1 % суммы затрат на производство продукции, а в организациях, занимающихся эксплуатационной де­ятельностью, — в размере не менее 0,7 % суммы эксплуатационных расходов.

Трудовой кодекс Российской Федерации (Кодекс). В Кодексе так­же нашли существенное отражение вопросы охраны труда. В нем констатируется, что каждый работник имеет право на условия тру­да, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на обязатель­ное социальное страхование, на возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей, и ряд других. Вопросам охраны труда посвящен специальный раздел X «Охрана труда», в котором законодательно определены:

    обязанности работодателя и работника по обеспечению безо­пасных условий труда;

    медицинские осмотры некоторых категорий работников (ра­ботающие на транспортных предприятиях, пищевой промыш­ленности, торговле и др., подвергающиеся воздействию ОВПФ);

    необходимость соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда;

    права работников на охрану труда и гарантии такого права;

    обязанность работников, в том числе руководителей, прохо­дить обучение и проверку знаний по охране труда;

    несчастные случаи на производстве, подлежащие расследова­нию, обязанности работодателя при несчастном случае, поря­док расследования несчастных случаев, оформления материа­лов расследования и рассмотрения разногласий по материа­лам расследования.

 

Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом испонительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти. Рас­пределение полномочий в области охраны труда между федераль­ными органами исполнительной власти осуществляется Правитель­ством РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предо­ставлено право осуществления отдельных функций нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласо­вывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом испол­нительной власти по труду.

Управление безопасностью труда осуществляется управляющими органами нескольких уровней: федеральным, отраслевым, региона­льным, предприятий.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» управление охраной труда осущест­вляется органами исполнительной и законодательной власти, а так­же Министерством труда и социального развития Российской Феде­рации (Минтрудом России). Подразделения по охране труда созданы в органах исполнительской власти субъектов федерации и в терри­ториальных подразделениях Минтруда России.

Местная администрация в соответствии с Федеральным законом «О местном самоуправлении в Российской Федерации» обеспечива­ет соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормати­вов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Важнейшим органом управления безопасностью труда являются служба охраны труда предприятия, которая осуществляет контроль за соблюдением требований безопасности, определенных законода­тельными и нормативными правовыми актами, и организует работу по улучшению условий и охране труда на предприятии.

В организациях по инициативе работодателя и (или) работников создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на па­ритетной основе входят представители работодателей, профессиона­льных союзов или иного уполномоченного работниками представи­тельного органа. Типовое положение о комитете (комиссии) по ох­ране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду. Комитет (комиссия) по охране труда организует со­вместные действия работодателя и работников по обеспечению тре­бований охраны труда, предупреждению производственного травма­тизма и профессиональных заболеваний, проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование рабо­тников о результатах указанных проверок, сбор предложений по ох­ране труда.

Важнейшей функцией системы управления безопасностью тру­да является надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов. Надзор и контроль за охраной труда осуществляется через государственный надзор и ведомственный контроль.

Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) при Минтруде России является основным органом государственного надзора и контроля. В подчинении Рострудинспекции находятся государст­венные инспекции труда субъектов РФ и межрегиональные инспек­ции. Система Федеральной инспекции труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных правовых актов о возмещении вреда, причи­ненного здоровью работника, о социальном страховании и выпол­нении коллективных договоров на предприятиях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности.

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор) осуществляет надзор и контроль за правильностью устройст­ва и безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов, сосудов под давлением, а также за безопасным ведением работ при разра­ботке полезных ископаемых.

Государственный санитарный и эпидемиологический надзор Мини­стерства здравоохранения РФ (Госсанэпиднадзор) осуществляет над­зор за соблюдением предприятиями, организациями и учреждения­ми гигиенических и санитарных норм и правил.

Государственный энергетический надзор России (Госэнергонадзор) осуществляет надзор за правильностью устройства и безопасностью эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасно­сти (Атомнадзор) осуществляет надзор за соблюдением правил экс­плуатации установок, являющихся источниками ионизирующих из­лучений.

Пожарный надзор России (Роспожнадзор) осуществляет надзор за соблюдением требований пожарной безопасности и выполнением пожарно-профилактических мероприятий.

 

Перечисленные надзорные органы, так же как Рострудинспек­ция, построены по территориальному признаку. Представители ука­занных органов имеют право:

    беспрепятственного доступа на подведомственные объекты;

    на получение от органов исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий, организаций и учреждений всей необходимой для их работы информации;

    выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для исполнения предписания: налагать на них в соответствии с установленным законодательством РФ об административ­ных правонарушениях порядке штрафы;

    приостанавливать работу отдельных подразделений и обору­дования, если имеет место угроза жизни и здоровью работни­ков до ее устранения.

 

Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприя­тиях, организациях и учреждениях этот контроль осуществляют службы охраны труда предприятий, а при их отсутствии (при небо­льшой численности работников) — инженеры по охране труда либо лица, на которых по приказу возложено исполнение этих обязанно­стей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о тру­де и по охране труда осуществляют профсоюзы, в частности проф­союзные комиссии. Кроме того, выбираются уполномоченные (до­веренные лица) трудового коллектива, которые осуществляют обще­ственный контроль.

Виды контроля условий и охраны труда могут быть выборочные, сплошные, аттестационные, плановые, внеплановые, целевые, ком­плексные.

Внеплановые проверки осуществляются службой охраны труда в связи с разными отказами, авариями, происшествиями.

Целевые проверки проводятся, как правило, в масштабах всего производства. При их проведении контролируется определенного вида производственное оборудование или средства коллективной защиты (например, вентиляция, освещение).

Комплексные проверки проводятся в масштабах отдельного про­изводственного участка, при этом контролируются на соответст­вие требованиям безопасности все виды оборудования, технологи­ческих процессов, средств коллективной и индивидуальной защи­ты, а также состояние строительных конструкций помещения (цеха).

 

Расследование и учет несчастных случаев на производстве, анализ травматизма

 

Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Кри­терии, позволяющие классифицировать травму как производствен­ную (несчастный случай на производстве), порядок проведения рас­следования и учета несчастных случаев определены в «Положении о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», утвер­жденном постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279.

В соответствии с этим Положением расследуются и подлежат учету все несчастные случаи на производстве, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо его смерть, если они произошли:

Продолжение »

Проверка PR ТИЦ
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz